Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 10:43

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [61]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок географии в 8-м классе по теме: «Почвы России»

Урок географии в 8-м классе по теме: «Почвы России»

Учитель Шельдяева Надежда Павловна

«Почва – зеркало ландшафта»

В.В. Докучаев

Цели

Образовательная цель:

1. Показать особенности расположения почв в России. Сформировать представление об основных почвах в: арктических пустынях, тундре, тайге, смешанных и широколиственных лесах, в лесостепях, степях, полупустынях и пустынях. Доказать, что «почва - зеркало ландшафта».

Развивающая цель:

2. Развивать познавательный интерес к предмету, развивать память, внимание, быстроту логического мышления. Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.

Воспитательная цель:

3.Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

1.Презентация (Приложение 1).

2.Компьютер, проектор, экран.

3.Карты России (почвенная, физическая, природных зон, климатическая).

4.Контурные карты, атласы для 8 класса.

5.Учебник.

Ведущие понятия урока: почва, плодородие почв, гумус, почвенный профиль, типы почв, природные зоны, широтная зональность.

Работать будем по следующему плану

План урока:

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

4.Изучение нового материала. Исследовательская работа.

5.Закрепление изученного материала

6. Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.

Поверка домашнего задания

Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий. Почему при одинаковом уходе и посадочном материале мы получили разный урожай? (ответы детей) От почвы зависит качество и количество урожая.

Работа по карточкам

Карточка 1

1. Определить какая почва, если из шнура образуется кольцо, но трескается.

А) суглинистая

Б) песчаная

В) супесчаная

2. Как уменьшить кислотность почвы

А) внести торф

Б) известкование

В) мелиорация.

Карточка 2

1.Каково плодородие почвы, если на ней произрастают лишайники и мхи.

А) высокое

Б) среднее

В) низкое

2.Какая почва плодороднее:

А) структурная

Б) бесструктурная

Итак, давайте с вами вспомним, что такое почва?

Слайд 5. Состав почвы

Д – Почва – это особое природное тело, обладающее плодородием.

Д - Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять ... (Почва)

Д- Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы и обладает плодородием, т.е. способностью обеспечить растения необходимыми для их жизнедеятельности питательными веществами, водой, воздухом, теплом.

У- Верно, вы заметили: почва – это особое природное тело, обладающее свойствами живой и неживой природы.

Д - Можно сказать так: почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием. Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества – гумуса или перегноя (показ картинки на экране).

Д -Благодаря плодородию, почвы являются важнейшим природным богатством нашей страны, которое нужно беречь и охранять. Во время Великой Отечественной войны фашисты увозили на Запад не только драгоценности, шедевры мирового искусства, но и плодородные почвы (чернозёмы) с полей Украины и России.
 

Игра «Проверь свою эрудицию».

Класс делится на две команды (Юные почвоведы и юные исследователи окружающей среды) и отвечает на вопросы.

Кто наберёт больше баллов?

Что называют почвой? Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры.

Назовите условия почвообразования. Условия почвообразования – материнская горная порода, растения, животные, климат (тепло и влажно), рельеф и время.

Какие из них являются главными? Главные – материнская порода, растения и животные, климат, микроорганизмы.

Кто основатель науки о почвах? В. В. Докучаев

Как различаются почвы по механическому составу? Песчаные. Супесчаные, суглинистые, глинистые.

Назовите свойства почвы. Плодородие (перегной, минеральные соли, воздух, влага), почвенные горизонты имеют разный механический состав, структуру.

Почему важна для почвы рыхлая структура? В рыхлой почве есть кислород и влага. Лучшая структура зернистая.

Почему почвы России разнообразны? На образование почв влияет множество природных компонентов: горные породы, растения и животные. Климат и рельеф, уровень грунтовых вод, вечная мерзлота, время. Сочетание различных компонентов приводит к разнообразию почв.

Изучение нового материала:

Слайд 6. Почвенная карта России

- Ребята, посмотрите на почвенную карту России - стр. 130 рис.48.

Что, вы можете сказать, посмотрев на рисунок? (Россия обладает огромным разнообразием типов почв).

- Как вы думаете, почему Россия обладает огромным разнообразием типов почв? (Природные условия на территории нашей страны очень разнообразны, поэтому и условия почвообразования разные, а, следовательно, и почвы разнообразны).

7 слайд

- Откройте учебник на стр.131 рис. 49. Назовите типы почв России, пользуясь схемой «Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью»

(Тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые почвы, бурые полупустынь и серо-бурые).

8 слайд

- Каковы закономерности распределения почв?

(закономерности зонального размещения почв по поверхности России, каждой природной зоне характерен свой тип почв, в 7 классе мы изучали почвы мира)

9 слайд

- Что же является важнейшими факторами зонального размещения почв по поверхности России (слайд 6).

большие размеры территории страны – 17,1 млн. кв. км, 9 тыс. км с запада на восток,

значительная протяженность с севера на юг – 4 тыс. км;

преобладание равнинного рельефа.

Исследовательская работа.

Характеристика главных типов почв России.

Слайд 7. Взаимосвязь почв, растительности и

климата.

Задание: создать проект «Главные типы и свойства почв России» и защитить его.

Источники информации: почвенная (рис. 48, стр.130) карта в учебнике, климатическая карта в атласе, текст учебника (§ 26, 27), схема «Взаимосвязь почв с климатом и растительностью» рис. 49, стр. 131. Карта «Природные зоны России» в атласе.

Класс делится на группы. Учащиеся выбирают командира группы. По названиям почв будут называться ваши группы, в которых вы сегодня работаете.

Каждая группа получает «Рабочие листы». Работа индивидуально для каждого на 5 минут с параграфом учебника, картами и рабочими листами.

По ходу исследовательской работы учащиеся заполняют таблицу. В конце исследовательской работы защита проекта.

Когда работа будет закончена, можно сверить ответы в своей группе.

Через 5 минут командиры групп должны оценить работу каждого и защитить свой проект. Остальные учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу, уточняют непонятное, задают вопросы.

Пустыни

Рабочий лист «арктическая» (арктическая пустыня)

Рабочий лист «Бурые полупустынь и серо-бурые пустынь»

Тундра

Рабочий лист «тундрово-глеевая» (тундра)

Лесная зона

Рабочий лист «подзолистые» (тайга)

Рабочий лист «Мерзлотно-таежные» (тайга Восточной Сибири)

Рабочий лист «Дерново-подзолистые» (смешанные леса)

Рабочий лист «Серые лесные» (широколиственные леса)

Степи

Рабочий лист «Черноземы, каштановые почвы» (степи)

Главные типы и свойства почв России.

Природная зона

Тип почв

гумус

Свойства почв

Условия почвообразования.

1. Арктическая пустыня

Часто отсутствуют или арктическая

гумуса крайне мало

Не плодородная

Мало тепла

и растительности

короткое и холодное лето, мхи и лишайники на свободных от снега участках

2. Тундра

Тундрово-глеевые

гумуса мало

Маломощные, имеют глеевый слой.

Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, коэффициент увлажнения больше 1, осадков выпадает больше, чем может испариться, недостаток кислорода (мхи и лишайники, брусника, кустарнички, карликовая берёза и карликовая ива)

3. лесная зона

а) тайга

подзолистые

гумуса мало

1-2%

Промывные кислые

Коэффициент увлажнения > 1, осадков выпадает больше, чем может испариться растительные остатки – хвоя ели, сосны, а в Сибири - кедра, пихты, которая практически не даёт перегноя

б) тайга Восточной Сибири

мерзлотно-таежные

гумуса мало 1-2%

Малоплодородные холодные

Вечная мерзлота, растительные останки - хвоя от лиственницы сибирской.

в) смешанные леса

дерново-подзолистые

Гумуса больше,

чем в подзолистых- 3%

Более плодородные, чем

подзолистые

Количество осадков снижается,

к югу тепла становится больше, смешанные леса из хвойных пород и лиственных дают больше растительных останков

г) широколиственные леса

серые лесные

4-5 % гумуса

Более плодородные, чем дерново-подзолистые

Промыв весной, больше растительных остатков от дуба, клёна, и травянистой растительности

4. степи

черноземы, каштановые почвы

10-12% гумуса, южнее осадков становится меньше, а тепла больше и почвы становятся беднее гумусом – менее плодородны( каштановые)

Самые плодородные, зернистая структура.

Коэффициент увлажнения = 1, много тепла, много растительных остатков (ковыль, типчак, тонконог, цветковые растения)

5. Полупустыни и пустыни

бурые полупустынь и серо-бурые

Гумуса мало

Засоление почв

Сухой климат, разреженный растительный покров (колючки, перекати поле).

Коэффициент увлажнения < 0,5

Защита проекта

Закрепление изученного материала

Мы провели исследовательскую работу. Выявили основные типы почв России, определили свойства почв, выяснили, какая почва обладает наибольшим плодородием (наличие гумуса), определили тип почвы для каждой природной зоны России.

А какие факторы почвообразования Вы можете назвать.

10 слайд

Климат, растительность, животные, время, вода, горные породы, рельеф, деятельность человека.

Слайд 10. Факторы почвообразования

Вывод:

Мы доказали, что «почва – зеркало ландшафта».

Почвы являются самым главным выразителем особенностей природы данной территории, она определяет растительный покров и сама зависит от него.

Взаимодействие почв и растительности в условиях данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта.

Игра на закрепление нового материала

« Узнай по описанию тип почвы »

Определить тип почвы по описанию:

Почвы крайнего севера, под верхним горизонтом зеленовато-сизый или голубовато-серый слой с ржавыми пятнами глеевого горизонта. Тундрово-глеевые.

В лесах и областях избыточного увлажнения бедные гумусом и минеральными элементами. Малоплодородные из-за интенсивного промывания. Подзолистые и дерново-подзолистые.

Область многолетней мерзлоты. Скудные почвы, оттаивающие на короткий период времени. Мерзлотно-таежные.

Самые плодородные почвы с нормальным увлажнением, богаты гумусом. Чернозем.

В степи и полупустынях встречаются эти почвы. Сухой и теплый климат. Мало гумуса и растительных остатков. Каштановые, бурые, серо-бурые.

Опережающее задание

У- Впервые выделил почву как «особое природное тело» русский учёный Василий Васильевич Докучаев, а продолжил его дело – ученик Владимир Иванович Вернадский.

Сообщения учащихся об их жизни и научных открытиях (презентация).

Сообщение «Василий Васильевич Докучаев»

Слайд 19. Василий Васильевич Докучаев (1846 – 1903)

В.В.Докучаев - выдающийся русский ученый. Его вклад в естествознание поразителен.

Основание новой науки:
- генетического почвоведения;

Открытия:
- почвы - естественноисторического тела со своим строением, свойствами и закономерностями развития – отдельного царства природы;
- основного закона естествознания – закона всеобщей функциональной связи в природе;
- законов широтной и вертикальной природной и почвенной зональности;
- законов почвоведения;
- зональности сельскохозяйственных царств.

Разработки:
-новой парадигмы естествознания:
-методов оценки земель;
-основ почвенной картографии;
-теории экологического подхода при исследовании природы;
-системы устойчивого земледелия в степной зоне;
-основ музейного дела в естествознании.

Смоленская земля дала миру известных людей. Один из них – В.В. Докучаев. Его имя стоит в научном мире в ряду с Ч. Дарвиным, М.В. Ломоносовым, Д.И. Менделеевым.

Он родился в 1846 г. в семье сельского священника и был седьмым младшим ребёнком. В возрасте 11 лет отец отправил его учиться в Вяземское епархиальное училище, а затем в Смоленскую духовную семинарию. Он заканчивает её в 1867 г. в числе лучших учеников и получает рекомендацию для учебы в Петербургскую духовную академию, но в ней он проучился 1 месяц. В.В. Докучаев принял решение поступить в Петербургский университет на геологическое отделение. Через 4 года он с отличием заканчивает его и начинает заниматься научно-исследовательской работой. Благодаря незаурядному таланту и колоссальной работоспособности он через 6 лет становиться доцентом университета, а через 12 лет профессором.

В 1876 г. Общество врачей и естествоиспытателей посылает его как географа для исследования черноземной зоны России, поскольку почва считалась горной породой, не изменяемой во времени. Докучаев за 2 года прошел более 2 тысяч километров, составил карту черноземной полосы Европейской России, результатом стала защита диссертации «Русский чернозем», но, самое главное, он стал основоположником новой науки – почвоведения. Докучаев понял, что «почва – это не горная порода и не пахотный слой, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира».

Сообщение «Владимир Иванович Вернадский»

Слайд 20. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) — российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Основоположник комплекса современных наук о Земле — геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Создатель многих научных школ. Академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919). Профессор Московского университета (в 1898-1911), ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества.

Летом 1884 года Владимир Иванович Вернадский участвовал в экспедиции Докучаева по обследованию Нижегородской губернии. Через год он окончил университет и был оставлен при нем для подготовки к профессорской деятельности, а затем принял должность хранителя Минералогического кабинета.

Идеи Владимира Вернадского сыграли выдающуюся роль в становлении современной научной картины мира. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

От своих учителей (А. Н. Бекетова, А. М. Бутлерова, В. В. Докучаева, Д. И. Менделеева, И. М. Сеченова и др.) Владимир Вернадский унаследовал широкий научный подход и высокие этические нормы. Он боролся за честь, свободу, а иногда и жизнь своих учеников, друзей и сотрудников, попадавших под жернова карательной системы. Десятки раз Вернадский обращался с письмами в Президиум Верховного Совета СССР, в СНК, в Прокуратуру СССР.

С первых шагов на научном поприще Вернадский зарекомендовал себя как широко мыслящий естествоиспытатель. Он старался интегрировать различные сферы человеческого знания, создать крупные естественнонаучные и мировоззренческие концепции. Это привлекало к нему многих ученых, что позволило создать мощные научные школы мирового значения.

Из школы Вернадского вышли А.Е.Ферсман, Д.И.Щербаков, А.П.Виноградов, В.Г.Хлопин, К.А.Ненадкевич, К.А.Власов, А.А.Сауков, Я.В.Самойлов и др.
За выдающиеся работы в области науки и техники был удостоен Государственной премии СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В АН СССР и МГУ с 1945 установлено по 2 стипендии им. В.И.Вернадского. Кроме того, в АН СССР учреждены денежная премия (с 1943) и золотая медаль (с 1963) им. В.И.Вернадского.

А теперь закрепим наши знания в тестовой работе.

Тестовая работа по теме: Почва – «особое природное тело».

1. Почва отличается от горной породы:

а) плодородием б) увлажнением в) твёрдостью

2. Почвы образуются благодаря сложному взаимодействию…

а) гидросферы, атмосферы и биосферы;

б) литосферы, гидросферы и атмосферы;

в) литосферы, атмосферы и биосферы.

3. Почва состоит из следующих частей:

а) твёрдой, жидкой и живых организмов;

б) газообразной, твёрдой и жидкой;

в) твёрдой, жидкой, газообразной и живых организмов.

4. Плодородие почв зависит от наличия в почве:

а) влаги б) минеральных солей в) воздуха г) гумуса

5. Наибольшее количество воды, поступающей в почву с атмосферными осадками…

а) просачивается вниз б) поглощается растениями в) испаряется

6. Материнская порода – это горизонт …

а) А1 б) А2 в) В г) С

7. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

а) растения б) насекомые в) млекопитающие

8. Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов б) В. В. Докучаев в) В. А. Обручев

9. Горизонт вымывания имеют почвы:

а) чернозёмы б) подзолистые в) тундрово-глеевые

10. Лучшей структурой почвы является:

а) комковатая б) зернистая в) пылеватая

11. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:

а) личинок насекомых б) червей в) бактерий г) грибков

12. Способностью удерживать перегной обладают:

а) пески б) известняки в) глина

13. В тайге почвы:

а) серые лесные б) подзолистые в) дерново-подзолистые

14. В смешанных лесах почвы:

а) мерзлотно-таежные б) дерново-подзолистые в) каштановые

Ответы: 1-а 2-в 3-в 4-г 5-б 6-г 7-а 8-б 9-б 10-б 11-в 12-б 13-б 14-б

Подведение итогов урока.

Вывод:

Почва определяет растительный покров и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов природы в условиях данного рельефа и климата создаёт облик ландшафта.

Большие площади на севере страны заняты тундровыми почвами. В европейской части России преобладают подзолистые почвы, а в Сибири – таёжные и горно-таёжные почвы. На юге расположены чернозёмы и каштановые почвы.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Мы изучили почвы России. Явления широтной зональности почв в России, особенно в европейской части, выражены более ярко, чем в других странах мира, которые мы изучали в 7 классе. Это связано как со значительной протяжённостью нашей страны с севера на юг и с запада на восток, так и с преобладание равнинного рельефа в условия умеренного климата. Доказали, что «почва – зеркало ландшафта».

- Какая часть урока вам особенно понравилась и почему?

Исследовательская работа особенно понравилась, я представила себя учёным почвоведом. Научилась сама добывать нужную информацию о почвах из карт и других источников информации.

Мы с вами подробно познакомились с почвами России. Будем продолжать разговор и на следующих уроках. И я надеюсь, что вы поняли главное, что почва – это бесценный дар природы человеку, который надо беречь. Земля является матерью, кормилицей, и чем больше мы будем знать о ней, тем бережнее будем относиться, а она нам отплатит щедрыми урожаями. Может быть, кто-то из вас станет продолжать дело В. В. Докучаева, кто-то станет агрономом, кем бы вы ни стали, относитесь к земле с почтением, посадите дерево, на клумбе – цветы, уберите мусор, и земля станет краше.

А.П. Чехов сказал: « Если каждый человек на земле своей сделал бы всё, что может, как прекрасна была бы Земля наша».

Подумайте над этими словами.
 

Оценка работы учащихся.

Домашнее задание

Прочитать & 27 «Закономерности распространения почв»

и ответить на вопросы. Отметить на контурной карте России основные типы почв.

Литература:
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. География России. 8 класс.
М.Дрофа, 2010 г.
Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. М., ВАКО,2009 г.
Мультимедиа учебник «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadejda (18.01.2020)
Просмотров: 129 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz