Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 11:50

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [61]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Урок географии в 8 классе «Типы климатов России».

Урок географии в 8 классе

Тема: «Типы климатов России».

Учитель: Шельдяева Надежда Павловна

Цель урока: познакомиться с основными типами климатов России.

Задачи:

Образовательная :

1. Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы». Показать особенности климата в России. Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России. Доказать, что климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Развивающая:

2. Развивать познавательный интерес к предмету, развивать память, внимание, быстроту логического мышления, монологическую речь учащихся. Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.

Воспитательная :

3.Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный, урок-практикум, изучение нового материала с использованием ИКТ.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

1.Презентация «Типы климатов России». (Приложение 1).

2.Компьютер, проектор, экран.

3.Карты России (физическая и климатическая карта России).

4. Атласы для 8 класса.

5.Учебник.

Ведущие понятия урока: типы климатов, широтная зональность.

Работать будем по следующему плану

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

А) Устные вопросы.

Б) Географический диктант.

III. Изучение новой темы: «Типы климатов России».

Исследовательская работа по группам.

IV. Закрепление знаний. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Цели и задачи урока. (Сегодня мы с вами продолжим тему «Климат». Познакомимся с типами климатов на территории России, дадим им характеристику.)

2. Запись темы урока в тетрадях.

II. Актуализация знаний.

А) Устные вопросы.

- Что такое климат? (Многолетний режим погоды характерный для данной местности)

- Назовите климатообразующие факторы (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)

- Назовите основные элементы климата (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)

- Как распределяется температура по территории России? (летом - субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)

- Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)

- Назовите сухие и влажные районы (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки)

- Что такое коэффициент увлажнения?

- Определите К увл.:

1. на Кольском полуострове (400 ⁄ 250 > 1 – избыточное увл.)

2 .на Прикаспийской низменности (200 /1000 < 0,2 – скудное увл.)

.в районе г. Курск (600 / 600 = 1 –нормальное увл.)

Б) Географический диктант.

1. Господствующие ветры умеренных широт … (западные)

2. Полюс холода Северного полушария … (Оймякон, -71ºС)

3. Самая высокая температура … (+43ºС, Астрахань, Волгоград)

4. Самая теплая зима … (в Сочи)

5. Самое холодное лето … (на островах Северная Земля)

6. Отношение годового количества осадков к испаряемости … (К увл.)

7. Наибольшее количество осадков выпадает … (на Кавказе)

В) Взаимопроверка и оценка.

7- «5»

5-6 – «4»

3-4 – «3»

III. Изучение новой темы.

Типы климатов России.

- В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории страны различаются и особенности климата.

- Посмотрите на климатическую карту в учебнике и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия? (Арктический, Субарктический, Умеренный).

- Какие пояса основные? (Арктический, Умеренный)

- Какие переходные? (, Субарктический)

- Самый большой по площади пояс (Умеренный).

- Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный,

т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)

- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)

2. Исследовательская работа по группам.

а) Подготовка таблицы

Тип климата

Где распространен

ВМ

Температура

Осадки

января

июля

амплитуда

б) Характеристика типов климата по группам по 4 человека (самостоятельная исследовательская работа детей).

Приступаем к работе, у вас есть всего 5 минут для самостоятельной исследовательской работы, затем каждая группа представляет продукт своего коллективного труда. Выступление одного человека от группы, оформление таблицы в тетрадях.

Тип климата

Где распространен

ВМ

Температура

Осадки

января

июля

амплитуда

Арктический

Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье

АВМ

-24ºС, -30ºС

+2ºС, +5ºС

27º - 35º

200 -300 мм

Субарктический

Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш.

УВМ

АВМ

-8ºС, -40ºС

+4ºС, +12ºС

12º - 52º

200 -400 мм

Умеренный

а) умеренно-континентальный

Европейская часть России

УВМ

-4ºС, -20ºС

+12ºС, +24ºС

16º - 44º

800 – 500 мм

б) континентальный

Западная Сибирь

кУВМ

-15ºС, -25ºС

+15ºС, +26ºС

30º - 51º

600 мм

на севере

200 мм

на юге

в) резко – континентальный

Восточная Сибирь

кУВМ

-25ºС, -45ºС

+16ºС, +20ºС

41º - 65º

меньше 500 мм

г) муссонный

Южные районы Дальнего Востока

мУВМ

-15ºС, -30ºС

+10ºС, +20ºС

25º - 50º

600 – 800 мм

На экране презентация по типам климата и климатическим поясам. Предлагаю вам, мои юные климатологи, по очереди дать характеристику климатическим поясам и типам климата России.

в) Сравним типы климата.

- Какой климат самый холодный? (арктический)

- В каком типе климата самая холодная зима? (резко-континентальный)

- В каком климатическом поясе самое холодное лето? (арктический)

- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко- континентальный)

- В каком типе климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонном)

- В каком типе климате мы живем? (умеренно-континентальный)

Опережающие задания

Климатические пояса.

Ах, как прекрасна наша планета!

Вот – белая лента,

Вот – синего цвета,

А вот голубеет под ней полоса …

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,

Вы сразу Полярный увидите пояс.

А что означает пояс полярный?

Там климат суровый и жутко коварный:

Холодные ветры летят как ножи,

И мёрзнут медведи, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс умеренный,

И климат в нём тоже нужный:

Не то чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Ещё ниже – пояс тропический.

Там даже зимою тепло,

И снег люди видят, практически,

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе экваториальном,

Самом жарком из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

А дети – и без трусов!

Зачем же наш глобус так разрисован?

Располосован

И распоясаван?

Зачем?

Чтобы было ясней для народа,

Где климат какой,

И какая природа!

А. Усачёв

О чём рассказывается в этом стихотворении?

Температурная Инверсия - аномальное возрастание ТЕМПЕРАТУРЫ с высотой. Нормально температура воздуха уменьшается с ростом высоты над уровнем земли. Средняя норма понижения - 1 °С на каждые 160 м. При определенных метеоусловиях наблюдается обратная ситуация. В ясную, тихую ночь при антициклоне холодный воздух может скатываться вниз по склонам и собираться в долинах, и температура воздуха будет ниже около дна долины, чем на 100 или 200 м выше. Над холодным слоем там будет более теплый воздух, который, вероятно, образует облако или легкий туман. Температурная инверсия становится наглядной на примере дыма, поднимающегося от костра. Дым будет подниматься вертикально, а затем, когда достигнет «слоя инверсии» , изогнется горизонтально Если эта ситуация создается в больших масштабах, пыль и грязь, поднимающиеся в атмосферу, остаются там и, накапливаясь, приводят к серьезному загрязнению.

Как вы думаете, на что влияет климат?

Климат влияет на: жилище человека, одежду человека, питание людей, здоровье людей, на сельское хозяйство.

У нас есть опережающие задания.

Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе?

Ответ: народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.

Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остеклением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами.

Какая особенность в одежде человека, проживающего в северных районах страны?

Ответ: меховая одежда, защищающая их от сильных морозов.

Как вы думаете, ребята, есть ли особенности в приготовлении блюд у людей, живущих в разных климатических поясах?

Ответ: да, например, у людей, живущих в субарктическом климатическом поясе – это в основном блюда из оленины. У народов умеренного пояса - пельмени из свинины, говядины, грибов, рыбы.

Чукчи едят сырую рыбу, чтобы таким образом пополнить запасы организма в витаминах «С» и «Д», при варке витамины разрушаются.

Каким образом климат влияет на здоровье людей?

Ответ:

а) При низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;

б) Долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;

в) Недостаток йода в окружающей среде ведёт к заболеваниям щитовидной железы;

г) В горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.

Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат?

Ответ: да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа.

Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:

1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.

2. Вырубка лесов.

3.Увеличение доли автомобильного транспорта.

Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры?

Ответ: заморозки весной, сильные морозы зимой, лето короче, чем в тропическом климатическом поясе.

IV. Закрепление.

- Чем мы с вами сегодня познакомились?

- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.

1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический.)

2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)

3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС (резко-континентальный.)

4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное (субарктический).

5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).

Рефлексия

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Сегодня на уроке я познакомился…..с типами климатов России.

2. Сегодняшний урок показал мне ... для чего нужно изучать климат.

3. Больше всего на уроке понравилось мне …. Работать с географическими картами и самому проводит исследовательскую работу, анализировать и делать выводы.

Тест

1 Какой самый холодный климат? (арктический)

2 В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)

3 В каком самое холодное лето? (арктический)

4 Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко- континентальный)

5 В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонном)

6 В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)

7 Вихри с низким давлением в центре - это( циклоны).

8 Вихри с высоким давлением в центре -это( антициклоны).

9 Подвижные части атмосферы - это (ВМ).

10 Переходная зона, размерами в несколько десятков километров, между разными воздушными массами - это (атмосферный фронт).

11 Излучение солнцем тепла и света называется (солнечной радиацией).

12 Разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение называется (радиационный баланс).

V. Домашнее задание. § учебника и письменно ответить на вопрос: «В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»

Литература.

И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.

Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004

Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»

«Дрофа», Москва 2006

Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,

Волгоград 2005

«Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по

курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003

Категория: Мои статьи | Добавил: Nadejda (06.01.2020)
Просмотров: 119 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz