Урок географии в 8 классе
Тема: «Типы климатов России».
Учитель: Шельдяева Надежда Павловна
Цель урока: познакомиться с основными типами климатов России.
Задачи:
Образовательная :
1. Закрепить и систематизировать полученные знания и умения по теме «Климат. Климатообразующие факторы». Показать особенности климата в России. Сформировать обобщенное представление о климатических поясах и типах климата на территории России. Доказать, что климат влияет на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
Развивающая:
2. Развивать познавательный интерес к предмету, развивать память, внимание, быстроту логического мышления, монологическую речь учащихся. Развивать умение работать самостоятельно с картами атласа, материалами учебника, дополнительной литературой и настенными картинами.
Воспитательная :
3.Формировать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе, высказывать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный, урок-практикум, изучение нового материала с использованием ИКТ.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
1.Презентация «Типы климатов России». (Приложение 1).
2.Компьютер, проектор, экран.
3.Карты России (физическая и климатическая карта России).
4. Атласы для 8 класса.
5.Учебник.
Ведущие понятия урока: типы климатов, широтная зональность.
Работать будем по следующему плану
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
А) Устные вопросы.
Б) Географический диктант.
III. Изучение новой темы: «Типы климатов России».
Исследовательская работа по группам.
IV. Закрепление знаний. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Цели и задачи урока. (Сегодня мы с вами продолжим тему «Климат». Познакомимся с типами климатов на территории России, дадим им характеристику.)
2. Запись темы урока в тетрадях.
II. Актуализация знаний.
А) Устные вопросы.
- Что такое климат? (Многолетний режим погоды характерный для данной местности)
- Назовите климатообразующие факторы (ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, близость морей и океанов, рельеф)
- Назовите основные элементы климата (температура, количество осадков и распределение по сезонам года, испаряемость, коэффициент увлажнения, ВМ)
- Как распределяется температура по территории России? (летом - субширотно, т.е. с севера на юг, влияет солнечная радиация, зимой – субмеридианально понижается с юго-запада на северо-восток)
- Как распределяются осадки? (неравномерно, уменьшается с запада на восток, на Дальнем Востоке снова увеличивается)
- Назовите сухие и влажные районы (сухие – Прикаспийская низменность, Центральная Якутия, влажные – западные склоны Большого Кавказа, юго-восток Камчатки)
- Что такое коэффициент увлажнения?
- Определите К увл.:
1. на Кольском полуострове (400 ⁄ 250 > 1 – избыточное увл.)
2 .на Прикаспийской низменности (200 /1000 < 0,2 – скудное увл.)
.в районе г. Курск (600 / 600 = 1 –нормальное увл.)
Б) Географический диктант.
1. Господствующие ветры умеренных широт … (западные)
2. Полюс холода Северного полушария … (Оймякон, -71ºС)
3. Самая высокая температура … (+43ºС, Астрахань, Волгоград)
4. Самая теплая зима … (в Сочи)
5. Самое холодное лето … (на островах Северная Земля)
6. Отношение годового количества осадков к испаряемости … (К увл.)
7. Наибольшее количество осадков выпадает … (на Кавказе)
В) Взаимопроверка и оценка.
7- «5»
5-6 – «4»
3-4 – «3»
III. Изучение новой темы.
Типы климатов России.
- В результате неравномерного распределения тепла и влаги по территории страны различаются и особенности климата.
- Посмотрите на климатическую карту в учебнике и скажите, в каких климатических поясах располагается Россия? (Арктический, Субарктический, Умеренный).
- Какие пояса основные? (Арктический, Умеренный)
- Какие переходные? (, Субарктический)
- Самый большой по площади пояс (Умеренный).
- Что вы заметили в этом климатическом поясе? (выделяются климатические области: умеренно-континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный,
т.к. меняются с запада на восток температура, количество осадков)
- Какие показатели характеризуют тип климата? (средняя температура января и июля, амплитуда, количество осадков, господствующие ВМ)
2. Исследовательская работа по группам.
а) Подготовка таблицы
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
б) Характеристика типов климата по группам по 4 человека (самостоятельная исследовательская работа детей).
Приступаем к работе, у вас есть всего 5 минут для самостоятельной исследовательской работы, затем каждая группа представляет продукт своего коллективного труда. Выступление одного человека от группы, оформление таблицы в тетрадях.
Тип климата
Где распространен
ВМ
Температура
Осадки
января
июля
амплитуда
Арктический
Острова Ледовитого океана и его сибирское побережье
АВМ
-24ºС, -30ºС
+2ºС, +5ºС
27º - 35º
200 -300 мм
Субарктический
Территория за полярным кругом на Русской и З.Сибирской равнин, В.Сибири до 60º с.ш.
УВМ
АВМ
-8ºС, -40ºС
+4ºС, +12ºС
12º - 52º
200 -400 мм
Умеренный
а) умеренно-континентальный
Европейская часть России
УВМ
-4ºС, -20ºС
+12ºС, +24ºС
16º - 44º
800 – 500 мм
б) континентальный
Западная Сибирь
кУВМ
-15ºС, -25ºС
+15ºС, +26ºС
30º - 51º
600 мм
на севере
200 мм
на юге
в) резко – континентальный
Восточная Сибирь
кУВМ
-25ºС, -45ºС
+16ºС, +20ºС
41º - 65º
меньше 500 мм
г) муссонный
Южные районы Дальнего Востока
мУВМ
-15ºС, -30ºС
+10ºС, +20ºС
25º - 50º
600 – 800 мм
На экране презентация по типам климата и климатическим поясам. Предлагаю вам, мои юные климатологи, по очереди дать характеристику климатическим поясам и типам климата России.
в) Сравним типы климата.
- Какой климат самый холодный? (арктический)
- В каком типе климата самая холодная зима? (резко-континентальный)
- В каком климатическом поясе самое холодное лето? (арктический)
- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко- континентальный)
- В каком типе климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонном)
- В каком типе климате мы живем? (умеренно-континентальный)
Опережающие задания
Климатические пояса.
Ах, как прекрасна наша планета!
Вот – белая лента,
Вот – синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса …
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней – в климатические пояса.
Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу Полярный увидите пояс.
А что означает пояс полярный?
Там климат суровый и жутко коварный:
Холодные ветры летят как ножи,
И мёрзнут медведи, и даже моржи.
Чуть ниже – пояс умеренный,
И климат в нём тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.
Ещё ниже – пояс тропический.
Там даже зимою тепло,
И снег люди видят, практически,
Не чаще, чем НЛО.
А в поясе экваториальном,
Самом жарком из поясов,
Все ходят в костюме купальном,
А дети – и без трусов!
Зачем же наш глобус так разрисован?
Располосован
И распоясаван?
Зачем?
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!
А. Усачёв
О чём рассказывается в этом стихотворении?
Температурная Инверсия - аномальное возрастание ТЕМПЕРАТУРЫ с высотой. Нормально температура воздуха уменьшается с ростом высоты над уровнем земли. Средняя норма понижения - 1 °С на каждые 160 м. При определенных метеоусловиях наблюдается обратная ситуация. В ясную, тихую ночь при антициклоне холодный воздух может скатываться вниз по склонам и собираться в долинах, и температура воздуха будет ниже около дна долины, чем на 100 или 200 м выше. Над холодным слоем там будет более теплый воздух, который, вероятно, образует облако или легкий туман. Температурная инверсия становится наглядной на примере дыма, поднимающегося от костра. Дым будет подниматься вертикально, а затем, когда достигнет «слоя инверсии» , изогнется горизонтально Если эта ситуация создается в больших масштабах, пыль и грязь, поднимающиеся в атмосферу, остаются там и, накапливаясь, приводят к серьезному загрязнению.
Как вы думаете, на что влияет климат?
Климат влияет на: жилище человека, одежду человека, питание людей, здоровье людей, на сельское хозяйство.
У нас есть опережающие задания.
Чем отличается жилище народов Севера, которые проживают в субарктическом климатическом поясе от людей, живущих в умеренном поясе?
Ответ: народы Севера занимаются в основном оленеводством и ведут кочевой образ жизни, поэтому жилище у них – это чум, который разбирается, имеет округлую, коническую форму и изготавливается из шкур оленей, хорошо удерживающие тепло, что немаловажно при сильных морозах зимой.
Люди, проживающие в умеренном климатическом поясе, строят деревянные или кирпичные дома, с двойным или в Сибири с тройным остеклением, что еще раз указывает на то, что Россия северная страна, с холодными зимами.
Какая особенность в одежде человека, проживающего в северных районах страны?
Ответ: меховая одежда, защищающая их от сильных морозов.
Как вы думаете, ребята, есть ли особенности в приготовлении блюд у людей, живущих в разных климатических поясах?
Ответ: да, например, у людей, живущих в субарктическом климатическом поясе – это в основном блюда из оленины. У народов умеренного пояса - пельмени из свинины, говядины, грибов, рыбы.
Чукчи едят сырую рыбу, чтобы таким образом пополнить запасы организма в витаминах «С» и «Д», при варке витамины разрушаются.
Каким образом климат влияет на здоровье людей?
Ответ:
а) При низкой температуре, при сильном ветре возможны обморожения людей;
б) Долгое пребывание на солнце, особенно в субтропическом климатическом поясе, может привести к солнечным ударам и ожогам;
в) Недостаток йода в окружающей среде ведёт к заболеваниям щитовидной железы;
г) В горах при недостатке кислорода и при пониженном атмосферном давлении возможно кислородное голодание, головокружение, обмороки.
Может ли человек своей хозяйственной деятельностью изменить климат?
Ответ: да – это потепление климата, за счёт увеличения в атмосфере парниковых газов и, прежде всего углекислого газа.
Хозяйственная деятельность человека, влияющая на потепление климата:
1. Сжигание углеводородного топлива (нефть, уголь) при работе ТЭЦ и ТЭС.
2. Вырубка лесов.
3.Увеличение доли автомобильного транспорта.
Какие климатические явления мешают выращивать в нашей области теплолюбивые культуры?
Ответ: заморозки весной, сильные морозы зимой, лето короче, чем в тропическом климатическом поясе.
IV. Закрепление.
- Чем мы с вами сегодня познакомились?
- Какому типу климата соответствует описание. Устный географический диктант.
1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около «0». Осадков не много, но увлажнение избыточное (арктический.)
2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге (умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС (резко-континентальный.)
4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное (субарктический).
5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди (муссонный).
Рефлексия
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я познакомился…..с типами климатов России.
2. Сегодняшний урок показал мне ... для чего нужно изучать климат.
3. Больше всего на уроке понравилось мне …. Работать с географическими картами и самому проводит исследовательскую работу, анализировать и делать выводы.
Тест
1 Какой самый холодный климат? (арктический)
2 В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)
3 В каком самое холодное лето? (арктический)
4 Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко- континентальный)
5 В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное? (муссонном)
6 В каком климате мы живем? (умеренно-континентальный)
7 Вихри с низким давлением в центре - это( циклоны).
8 Вихри с высоким давлением в центре -это( антициклоны).
9 Подвижные части атмосферы - это (ВМ).
10 Переходная зона, размерами в несколько десятков километров, между разными воздушными массами - это (атмосферный фронт).
11 Излучение солнцем тепла и света называется (солнечной радиацией).
12 Разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение называется (радиационный баланс).
V. Домашнее задание. § учебника и письменно ответить на вопрос: «В каком климатическом поясе вы бы хотели жить и почему?»
Литература.
И. И. Баринова «Поурочные разработки по географии России» к учебнику И. И. Бариновой. «География России. Природа. 8 класс». «Экзамен», Москва, 2008.
Е А. Жижина «Поурочные разработки по географии» 8 класс. «Вако», Москва 2004
Н. Ю. Маркова «Уроки географии 8-9 класса. Мастер-класс»
«Дрофа», Москва 2006
Н. Н. Перепечева «География. Природа России. Поурочные планы» «Учитель»,
Волгоград 2005
«Современный урок географии», часть 5. Методические разработки уроков по
курсу «География России.8 класс». «Школьная пресса», Москва 2003
|