Урок географии в 7 классе: « Природные зоны Северной Америки».
Учитель Шельдяева Надежда Павловна.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки. Рассмотреть принцип смены природных зон. Познакомить с типичными чертами природных зон, с распространенными растениями и животными. Продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами на примере природной зоны. Продолжить формирование представления о рациональном природопользовании.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта Северной Америки, карта природных зон, слайды, атласы.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
. ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ТЕСТИРОВАНИЕ (географический диктант)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
???
Как называется смена природных зон при движении от экватора к полюсам?
Как называется смена природных зон в горах?
Какие природные компоненты входят в природную зону?
Какая существует связь между компонентами в природной зоне? Приведите примеры.
По видовому составу растительный и животный мир севера материка схож с Северной Евразией, а юг – с Южной Америкой, что объясняется их территориальной близостью и общностью развития.
ЗАДАНИЕ №1 (Вопросы и задания. Урок №50)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЗОН
1.Арктические пустыни Гренландия и большая часть островов Канадского Арктического архипелага находятся в зоне арктических пустынь. Здесь в местах, освобождающихся от снега и льда, на бедных каменистых и болотистых почвах во время короткого и прохладного лета растут мхи и лишайники. В этой зоне ещё с ледникового периода водится овцебык. Животное покрыто густой и длинной тёмно-коричневой шерстью, которая хорошо защищает его от холода.
2.Тундра Северное побережье материка и прилегающие к нему острова занимает зона тундры. Южная граница тундры на западе лежит у полярного круга, а с продвижением на восток заходит в более южные широты, захватывая побережье Гудзонова залива и северную часть полуострова Лабрадор. Здесь в условиях короткого и прохладного лета, многолетней мерзлоты, заболоченности растут мхи и лишайники в северной части природной зоны, а в южной – болотные травы, кустарники из багульника, кустарнички голубики и черники, низкорослые с искривлёнными стволами берёзы, ива, ольха. В североамериканской тундре водятся песец, полярный волк, северный олень карибу, белая куропатка и др. Летом сюда прилетает множество перелётных птиц. В прибрежных водах зоны много тюленей, моржей. На северном побережье материка встречается белый медведь.
3. Тайга Зона тайги простирается широкой полосой с запада на восток. В тайге растут преимущественно хвойные деревья – чёрная ель, бальзамическая пихта, сосна, американская лиственница; есть и лиственные – бумажная берёза с гладкой белой корой, осина. В лесах водятся хищные звери – медведи, волки, рыси, лисицы; есть олени, лоси и ценные пушные звери – соболь, бобр, ондатра. Склоны Кордильер, обращенные к океану, одеты густыми хвойными лесами.
В горных лесах водятся медведи – гризли, скунсы, еноты; в реках много лососевых рыб, на островах находятся лежбища котиков.
4. Смешанные и широколиственные леса К югу от зоны хвойных лесов простираются зоны смешанных и широколиственных, а также переменно влажных лесов. Они расположены только в восточной части материка, где более мягкий и влажный климат, доходя на юге до Мексиканского залива.. В смешанных лесах преобладают жёлтая берёза, сахарный клён, бук, липа, белая и красная сосна, орешник, ясень, дуб, каштаны, магнолии, тюльпанное дерево, дикие яблони, груши.
5. Лесостепи и степи К западу от зоны лесов осадков выпадает меньше, и здесь преобладает травянистая растительность. Зона лесов переходит в зону лесостепей с чернозёмовидными почвами и степей с богатыми перегноем чернозёмами и каштановыми почвами. Степи с высокими травами, преимущественно злаками, достигающими в высоту 1,5 м, в Северной Америке называют прериями. В долинах рек и на увлажненных пониженных участках встречается древесная растительность. Ближе к Кордильерам осадков выпадает ещё меньше и растительность становится беднее; низкие травы – трава Грама (злак) и бизонова трава (многолетний злак высотой всего лишь 10-30 см) – не покрывают всю землю и растут отдельными пучками.
6. пустыни и полупустыни Полупустыни и пустыни занимают значительную часть внутренних плоскогорий Кордильер, Мексиканского нагорья и калифорнийского побережья. Здесь на серых и бурых почвах колючие кустарники, кактусы и полынь, а на засоленных почвах – солянки.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
2. Используя текст на стр. 190-194, материал приложения к уроку №50, заполните таблицу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В чем особенность размещения природных зон на материке?
Назовите существенные признаки тундры, тайги, прерий.
Какие меры принимают государства Северной Америки для сохранения природы материка?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр.190-194. Сообщение об одной из природных зон, животном и растительном мире.
УРОК № 50
ТЕМА ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки. Рассмотреть принцип смены природных зон. Познакомить с типичными чертами природных зон, с распространенными растениями и животными. Продолжить формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами на примере природной зоны. Продолжить формирование представления о рациональном природопользовании.
ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта Северной Америки, карта природных зон, слайды, атласы.
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ
. ПРОВЕРКА ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ТЕСТИРОВАНИЕ (географический диктант)
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
???
Как называется смена природных зон при движении от экватора к полюсам?
Как называется смена природных зон в горах?
Какие природные компоненты входят в природную зону?
Какая существует связь между компонентами в природной зоне? Приведите примеры.
По видовому составу растительный и животный мир севера материка схож с Северной Евразией, а юг – с Южной Америкой, что объясняется их территориальной близостью и общностью развития.
ЗАДАНИЕ №1 (Вопросы и задания. Урок №50)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЗОН
Арктические пустыни
Гренландия и большая часть островов Канадского Арктического архипелага находятся в зоне арктических пустынь. Здесь в местах, освобождающихся от снега и льда, на бедных каменистых и болотистых почвах во время короткого и прохладного лета растут мхи и лишайники. В этой зоне ещё с ледникового периода водится овцебык. Животное покрыто густой и длинной тёмно-коричневой шерстью, которая хорошо защищает его от холода.
2.Тундра
Северное побережье материка и прилегающие к нему острова занимает зона тундры. Южная граница тундры на западе лежит у полярного круга, а с продвижением на восток заходит в более южные широты, захватывая побережье Гудзонова залива и северную часть полуострова Лабрадор. Здесь в условиях короткого и прохладного лета, многолетней мерзлоты, заболоченности растут мхи и лишайники в северной части природной зоны, а в южной – болотные травы, кустарники из багульника, кустарнички голубики и черники, низкорослые с искривлёнными стволами берёзы, ива, ольха. В североамериканской тундре водятся песец, полярный волк, северный олень карибу, белая куропатка и др. Летом сюда прилетает множество перелётных птиц. В прибрежных водах зоны много тюленей, моржей. На северном побережье материка встречается белый медведь.
3. Тайга
Зона тайги простирается широкой полосой с запада на восток. В тайге растут преимущественно хвойные деревья – чёрная ель, бальзамическая пихта, сосна, американская лиственница; есть и лиственные – бумажная берёза с гладкой белой корой, осина. В лесах водятся хищные звери – медведи, волки, рыси, лисицы; есть олени, лоси и ценные пушные звери – соболь, бобр, ондатра. Склоны Кордильер, обращенные к океану, одеты густыми хвойными лесами.
В горных лесах водятся медведи – гризли, скунсы, еноты; в реках много лососевых рыб, на островах находятся лежбища котиков.
4. Смешанные и широколиственные леса
К югу от зоны хвойных лесов простираются зоны смешанных и широколиственных, а также переменно влажных лесов. Они расположены только в восточной части материка, где более мягкий и влажный климат, доходя на юге до Мексиканского залива.. В смешанных лесах преобладают жёлтая берёза, сахарный клён, бук, липа, белая и красная сосна, орешник, ясень, дуб, каштаны, магнолии, тюльпанное дерево, дикие яблони, груши.
5. Лесостепи и степи
К западу от зоны лесов осадков выпадает меньше, и здесь преобладает травянистая растительность. Зона лесов переходит в зону лесостепей с чернозёмовидными почвами и степей с богатыми перегноем чернозёмами и каштановыми почвами. Степи с высокими травами, преимущественно злаками, достигающими в высоту 1,5 м, в Северной Америке называют прериями. В долинах рек и на увлажненных пониженных участках встречается древесная растительность. Ближе к Кордильерам осадков выпадает ещё меньше и растительность становится беднее; низкие травы – трава Грама (злак) и бизонова трава (многолетний злак высотой всего лишь 10-30 см) – не покрывают всю землю и растут отдельными пучками.
6. пустыни и полупустыни
Полупустыни и пустыни занимают значительную часть внутренних плоскогорий Кордильер, Мексиканского нагорья и калифорнийского побережья. Здесь на серых и бурых почвах колючие кустарники, кактусы и полынь, а на засоленных почвах – солянки.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРИРОДЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
2. Используя текст на стр. 190-194, материал приложения к уроку №50, заполните таблицу.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В чем особенность размещения природных зон на материке?
Назовите существенные признаки тундры, тайги, прерий.
Какие меры принимают государства Северной Америки для сохранения природы материка?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр.190-194. Сообщение об одной из природных зон, животном и растительном мире.
|